Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта

Ученые ВСГУТУ разработали методы контроля технического состояния подвески автотранспортных средств

Наука
Пресс-служба 16-03-2022 778

  Устойчивость движения автомобиля определяется взаимодействием эластичной шины с опорной поверхностью. Неудовлетворительное техническое состояние элементов подвески оказывает влияние на характер механики силового взаимодействия шины в контакте с дорожной поверхностью, что приводит к снижению сцепления в боковом направлении, а, следовательно, и ухудшению устойчивости АТС. Применяемые в условиях эксплуатации методы диагностирования подвесок основаны на критериях, которые не связаны с параметрами, характеризующими устойчивость движения АТС, при этом они характеризуются низким уровнем оперативности.

   

  Решить сложившуюся проблему возможно с использованием разработанных на кафедре «Автомобили» ВСГУТУ высокоэффективных методов контроля устойчивости АТС. В процессе контроля автомобиль движется с заданной скоростью, в середине участка переезжает единичную неровность, которая возбуждает в подвеске затухающие колебания. Непрерывное действие на автомобиль боковой силы вызовет его отклонение от заданной траектории тем сильнее, чем хуже техническое состояние подвески. Оценка устойчивости в этих случаях может производиться как по кинематическим, так и по силовым параметрам.

  Для экспериментальных исследований использовалось специально разработанное оборудование. Характеристики амортизаторов получены на рычажном механическом стенде, позволяющим определять усилия сжатия и отбоя. Исследования характеристик автомобильных шин выполнялись на стенде с беговым барабаном, который позволяет измерять боковую реакцию и угол увода колеса при работе шины в стационарном и нестационарном режимах. Силовые характеристики закручивания сайлентблоков были получены на стенде, реализующем режимы статического и динамического нагружения.

 

  Для исследования устойчивости движения АТС по силовым параметрам были сконструированы и изготовлены два тензометрических устройства для измерения боковой реакции в пятне контакта шины с опорной поверхностью. Каждое из устройств представляет металлическую платформу, подвешенную к внешней раме на двух продольных упругих пластинах. Продольное расположение и конструктивные характеристики пластин обеспечивают их упругую деформацию при воздействии боковой силы, при этом продольная и вертикальная силы не оказывают влияния на результаты измерений.

  

  В результате выполненных теоретических и экспериментальных исследований разработаны стендовые и дорожные методики, а также реализующие их оборудование, направленные на оперативное выполнение проверок технического состояния систем подрессоривания АТС по параметрам устойчивости движения. Внедрение в процесс эксплуатации разработанных методов позволит значительно повысить уровень дорожной безопасности, а также снизит социальные последствия и экономические потери от дорожно-транспортных происшествий.

  

 Источник: кафедра Автомобили Машиностроительный факультет, зав. кафедрой к.т.н., доцент Быков А.В.