Размер шрифта
Цветовая схема
Изображения
Обычная версия сайта
Приемная комиссия pkesstu@mail.ru
2024 - Год семьи
Национальная научно-практическая конференция «Образование и наука»
Конкурс эскизов одежды и обуви
«СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РОССИИ И МОНГОЛИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ»
Платформа университетского технологического предпринимательства
«Весна научных открытий»
направления подготовки / тел. приемной комиссии: 301 (2) 41-01-95 / условия приема
СЕМЬЯ2024.РФ
8 - 12 апреля 2024 г.
с 1 апреля по 20 мая ФЭСТД ВСГУТУ
Факультет экономики и управления ВСГУТУ приглашает с 22-24 мая
Федеральный проект
С 15 по 22 апреля 2024 г.

О кафедре



Новости

Итоги заседания секции «Искусственный интеллект и информационные технологии»

11 апреля 2024 года состоялось заседание секции «Искусственный интеллект и информационные технологии»


В Бурятии завершился первый Республиканский конкурс «Мы – будущее ИТ Бурятии»

Завершился I Республиканский конкурс «Мы – будущее ИТ Бурятии»


Студентов приглашают к участию в открытом онлайн-хакатоне ВСГУТУ «IT-Start»

Факультет компьютерных наук и технологий приглашает принять участие в Открытом онлайн-хакатоне ВСГУТУ «IT-Start», который состоится 15-17 ноября 2023 г.


Открытая внутривузовская олимпиада студентов по информатике и программированию прошла во ВСГУТУ

7 октября 2023 года прошла традиционная Открытая внутривузовская олимпиада студентов по информатике и программированию. В ней приняли участие восемь команд факультета компьютерных наук и технологий.


Открытая внутривузовская олимпиада студентов по информатике и программированию

Открытая внутривузовская олимпиада студентов по информатике и программированию состоится 07 октября 2023 г.


День добрых дел от студентов кафедры ПИиИИ

Студенты факультета компьютерных наук и технологий с кафедры Программной инженерии и искусственного интеллекта помогли детскому саду №35 "Алые паруса" с благоустройством внутреннего двора.


Кафедра «Программная инженерия и искусственный интеллект» ВСГУТУ выпускает юбилейный поток

На кафедре «Программная инженерия и искусственный интеллект» состоялся очередной выпуск студентов бакалавриата и магистратуры направлений подготовки «Программная инженерия» и «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем».


IV Стартап-конференция ВСГУТУ

Факультет компьютерных наук и технологий приглашает принять участие в традиционной IV Стартап-конференции ВСГУТУ в сфере IT


В Сбер Университете вручили удостоверения



Итоги онлайн-хакатона



страница: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
Год основания: 1990
Заведующий кафедрой: Евдокимова Инга Сергеевна, к.т.н, доц.
Местоположение: г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 26, 1-й этаж, каб. 101а, кафедра Программная инженерия и искусственный интеллект
Телефон:
Почта: kafsi2015@gmail.com
Официальный сайт:


Режим работы: пн-пт 9.00-17.00 обед 13.00-14.00 сб 9.00-14.00 без обеда

Положение о структурном подразделении



В настоящее время на кафедре реализуются основные образовательные программы высшего  образования следующих направлений:

              КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЙ БАКАЛАВРИАТА

Направление подготовки: 09.03.04 Программная инженерия (Направленность 1: Инженерия информационных и интеллектуальных систем)

Сфера (сферы) профессиональной деятельности: Индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.

Тип (типы) задач профессиональной деятельности выпускников:

  • Производственно-технологический;
  • Научно-исследовательский.

Задачи профессиональной деятельности:

  • Написание программного кода с использованием языков программирования, определения и манипулирования данными в базах данных.
  • Анализ возможностей реализации требований к компьютерному программному обеспечению.
  • Разработка технических спецификаций на программные компоненты и их взаимодействие.
  • Проектирование компьютерного программного обеспечения.

Объекты (или область (области) знания) профессиональной деятельности:

  • Компьютерное программное обеспечение.
  • Системы искусственного интеллекта.
  • Машинное обучение.

Профессиональные компетенции (ПК) на основе профессионального стандарта 06.001 Программист

Разработка требований и проектирование программного обеспечения:

  • ПК-1 Способен формулировать требования к разработке программного обеспечения на основе анализа предметной области, осуществлять проектирование программного обеспечения с учетом архитектуры вычислительных систем (включая многопроцессорные вычислительные системы), использовать инструментальные и вычислительные средства при разработке алгоритмических и программных решений для решения задач профессиональной деятельности.
  • ПК-3 Способен классифицировать и идентифицировать задачи искусственного интеллекта, выбирать адекватные методы и инструментальные средства решения задач искусственного интеллекта.
  • ПК-6 Способен осуществлять сбор и подготовку данных для систем искусственного интеллекта.
  • ПК-7 Способен разрабатывать системы анализа больших данных.
  • ПК-8 Способен осуществлять концептуальное моделирование проблемной области и проводить формализацию знаний в системах искусственного интеллекта.
  • ПК-9 Способен создавать и поддерживать системы искусственного интеллекта на основе нейросетевых моделей и методов.
  • ПК-10 Способен создавать и внедрять одну или несколько сквозных цифровых субтехнологий искусственного интеллекта.

 Разработка и отладка программного кода:

  • ПК-2 Способен разрабатывать компоненты системных программных продуктов на основе соответствующей технической документации.
  • ПК-4 Способен разрабатывать и тестировать программные компоненты решения задач искусственного интеллекта.
  • ПК-5 Способен разрабатывать и применять методы машинного обучения для решения задач.
  • ПК-11 Способен использовать инструментальные средства для решения задач машинного обучения.

Направление подготовки: 09.03.04 Программная инженерия (Направленность 2: Разработка программно-информационных систем)

Сфера (сферы) профессиональной деятельности: Индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.

Тип (типы) задач профессиональной деятельности выпускников: Проектный.

Задачи профессиональной деятельности:

  • Формирование требований к информатизации и автоматизации прикладных процессов, формализация предметной области проекта.
  • Технико-экономическое обоснование проектных решений и составление технического задания на разработку программного продукта.
  • Моделирование и проектирование программных систем.
  • Проектирование структур данных, баз данных, программных интерфейсов систем среднего и крупного масштаба и сложности.
  • Применение современных инструментальных средств при разработке, отладке и проверке работоспособности программного обеспечения, включая программное обеспечение систем искусственного интеллекта.

Объекты (или область (области) знания) профессиональной деятельности:

  • Прикладные и информационные процессы.
  • Информационные технологии.
  • Программное обеспечение.

Профессиональные компетенции (ПК) на основе профессионального стандарта 06.001 Программист и 06.022 Системный аналитик

Концептуальное, функциональное и логическое проектирование систем среднего и крупного масштаба и сложности

  • ПК 1 Способность выполнять анализ, моделирование предметной области, функциональное проектирование и технико-экономическое обоснование принятых проектных решений.

Разработка требований и проектирование компьютерного программного обеспечения

  • ПК-2 Способность выполнять проектирование, разработку, тестирование и изменение компонентов архитектуры компьютерного программного обеспечения.

Направление подготовки: 02.03.03 "Математическое обеспечение и администрирование информационных систем" (Направленность: Математическое и программное обеспечение систем искусственного интеллекта)

Сфера (сферы) профессиональной деятельности: Разработка и тестирование программного обеспечения.

Тип задач профессиональной деятельности выпускников: Производственно-технологический, научно-исследовательский.

Задачи профессиональной деятельности:

  • Проектирование, моделирование, разработка архитектуры систем искусственного интеллекта.
  • Анализ, моделирование, классификация и идентификация задач искусственного интеллекта с использованием больших данных.
  • Разработка интеллектуальных систем для решения аналитических задач с применением технологий больших данных.
  • Подготовка данных для систем искусственного интеллекта.

Объекты (или область (области) знания) профессиональной деятельности: Математические и алгоритмические модели, архитектурные решения для систем искусственного интеллекта, методы их проектирования и реализации для различных областей цифровой экономики, методы машинного обучения, нейронные сети, статистические методы для подготовки наборов данных, компьютерное зрение, обработка естественно-языковой информации.

Профессиональные компетенции (ПК) на основе профессионального стандарта 06.003 Архитектор программного обеспечения и 06.042 Специалист больших данных

Управление архитектурой изолированной (неинтегрированной) программной системы:

  • ПК-1. Способность выполнять выбор и моделирование архитектурных решений систем искусственного интеллекта

Анализ больших данных с использованием существующей в организации методологической и технологической инфраструктуры

  • ПК-2. Способность выполнять извлечение, сбор и подготовку данных для систем искусственного интеллекта
  • ПК-3. Способность выполнять разработку интеллектуальных систем для решения аналитических задач с применением технологий больших данных

                  

Направление подготовки: 02.04.03 «Математическое обеспечение и администрирование информационных систем» (Направленность: Аналитика больших данных)

Сфера (сферы) профессиональной деятельности: Разработка и тестирование программного обеспечения.

Тип (типы) задач профессиональной деятельности выпускников: производственно-технологический и научно-исследовательский.

Задачи профессиональной деятельности:

Научно-исследовательский:

  • Анализ инноваций в области информационных технологий, методов и алгоритмов анализа больших данных; источников информации; технологий представления данных, методов предсказательной и предписывающей аналитики; продуктов и сервисов на основе аналитики больших данных.
  • Аналитические и поисковые исследования по тематике информационных технологий, технологий больших данных.
  • Математическое и информационное моделирование.

Производственно-технологический:

  • Создание концепции и модели сервиса на основе аналитики больших данных.
  • Определение требований к сервису на основе аналитики больших данных.
  • Создание прототипа сервиса на основе аналитики больших данных.
  • Управление разработкой сервиса на основе аналитики больших данных.
  • Определение технико-экономических характеристик сервиса на основе аналитики больших данных.

Объекты (или область (области) знания) профессиональной деятельности: Математические и алгоритмические модели, сервис-ориентированная архитектура систем искусственного интеллекта, методы их проектирования и реализации для различных областей цифровой экономики, методы машинного обучения, статистические методы для подготовки наборов данных, обработка естественного языка, распознавание и синтез речи.

Профессиональные компетенции (ПК) на основе профессионального стандарта 06.022 Системный аналитик и 06.042 Специалист больших данных

Управление разработкой продуктов, услуг и решений на основе больших данных:

  • ПК-1. Способность выполнять процессы разработки, отладки, интеграции модулей и систем, проверки работоспособности и модификации программного обеспечения, включая программное обеспечение систем искусственного интеллекта.

Управление аналитическими работами и подразделением:

  • ПК-2. Способность выполнять процессы концептуального, функционального и логического проектирования систем среднего и крупного масштаба и сложности с применением методов искусственного интеллекта и управлять этими процессами.

Направление подготовки: 09.03.04 «Программная инженерия» (Направленность: Искусственный интеллект и инженерия данных)

Сфера (сферы) профессиональной деятельности: Индустриальное производство программного обеспечения для информационно-вычислительных систем различного назначения.

Тип (типы) задач профессиональной деятельности выпускников: Научно-исследовательский, Организационно-управленческий, Производственно-технологический.

Задачи профессиональной деятельности:

Научно-исследовательский:

  • Разработка и использование методов и технологий для решения задач искусственного интеллекта.

 Организационно-управленческий:

  • Руководство комплексными решениями по разработке и использованию систем и комплексов обработки данных.
  • Руководство комплексными решениями по разработке систем на основе аналитики больших данных.
  • Руководство проектами и участие в создании и сопровождении системы искусственного интеллекта в прикладных областях.
  • Руководство проектами и участие в создании и сопровождении системы искусственного интеллекта на основе нейросетевых моделей и методов.
  • Руководство проектами по созданию систем искусственного интеллекта.

 Производственно-технологический:

  • Разработка и использование методов и технологий для решения задач искусственного интеллекта.
  • Разработка и модернизация программного обеспечения с учетом требований безопасности.
  • Разработка систем, основанных на знаниях.

 Объекты (или область (области) знания) профессиональной деятельности: Системы искусственного интеллекта, Методы и технологии решения задач искусственного интеллекта, Аналитика больших данных. Управление проектами при создании и сопровождении систем искусственного интеллекта, Безопасное программное обеспечение.

Профессиональные компетенции (ПК) на основе профессионального стандарта 06.003 Архитектор программного обеспечения и 06.042 Специалист больших данных

Управление архитектурой единой информационной среды:

  • ПК-1 Способен проводить анализ требований к архитектуре программного обеспечения, осуществлять выбор и моделирование архитектуры единой информационной системы, осуществлять документирование программного обеспечения, контролировать реализацию и тестирование программного обеспечения.

 Управление этапами жизненного цикла методологической и технологической инфраструктуры анализа больших данных в организации:

  • ПК-2 Способен разрабатывать системы хранения и обработки больших данных
  • ПК-3 Способен исследовать и разрабатывать архитектуры систем искусственного интеллекта для различных предметных областей на основе комплексов методов и инструментальных средств систем искусственного интеллекта
  • ПК-4 Способен разрабатывать и применять методы и алгоритмы машинного обучения для решения задач
  • ПК-5 Способен руководить проектами по созданию комплексных систем искусственного интеллекта
  • ПК-6 Способен руководить проектами по созданию, поддержке и использованию системы искусственного интеллекта на основе нейросетевых моделей и методов
  • ПК-7 Способен руководить проектами по созданию, внедрению и использованию одной или нескольких сквозных цифровых субтехнологий искусственного интеллекта в прикладных областях
  • ПК-8 Способен разрабатывать и модернизировать программное и аппаратное обеспечение технологий и систем искусственного интеллекта с учетом требований информационной безопасности в различных предметных областях
  • ПК-9 Способен выбирать, разрабатывать и проводить экспериментальную проверку работоспособности программных компонентов систем искусственного интеллекта по обеспечению требуемых критериев эффективности и качества функционирования
  • ПК-10 Способен руководить проектами по созданию комплексных систем на основе аналитики больших данных в различных отраслях
  • ПК-11 Способен создавать и применять методы объяснимого искусственного интеллекта для создания интерпретируемых интеллектуальных систем

 В настоящее время на кафедре обучаются 4 аспиранта. Аспиранты успешно совмещают научную работу с преподавательской деятельностью на кафедре.

Прохождение производственной и преддипломной практик организовывается на базах следующих предприятий:

-    ООО «Таксофт»;

-    ООО «Байкалсофт»;

-    ООО "1С-Форус";

-    ООО "ТехноЛоджик"

-    ООО "Сибдиджитал"

-    ГБУ "Центр Информационных Технологий";

-    Отделение Пенсионного фонда РФ по Республике Бурятия;

-    Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение;

-    Улан-Удэнский авиационный завод.

-    ООО "СТП-СМАРТДАТА"

Ежегодно перечень таких организаций расширяется. Это обусловлено достаточно высокой востребованностью программистов и системных администраторов на рынке труда Республики Бурятия.

Коллектив кафедры

all kaf si.PNG

Научная деятельность

Основные направления научных исследований связаны с вопросами развития методов искусственного интеллекта, создания онтологий и методов применения онтологий при решении прикладных задач.

Результативность научно-исследовательской работы профессорско-преподавательского состава кафедры приведена в разделе "Наука и инновации".

Методическая деятельность

Методическая работа – одно из важных направлений деятельности кафедры, которая включает научно-методическую и учебно-методическую работу. Она отвечает задачам повышения педагогического мастерства преподавателей, постоянного обновления и своевременного издания учебных и рабочих программ, разного рода методических пособий и обеспечения ими студентов. Методическая работа на кафедре направлена на повышение эффективности учебного процесса на основе внедрения инновационных методов обучения, соответствующих современному уровню развития дидактики и методики высшей школы.

    • Публикации
    • Учебно-методические издания
Автор(ы) Наименование Издательство, год издания
1 Андреева Н.В., Глушкова И.И., Евдокимова И.С. Интернет-технологии сетевого взаимодействия: учебное пособие Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 39 с.
2 Бильгаева Л.П Технологии дистанционного обучения в сетевом образовательном пространстве Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 24 с.
2 Бильгаева Л.П., Базарон С.А. Коллекция цифровых образовательных ресурсов как основа методической, учебной и научной поддержки субъектов сетевого образовательного сообщества Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 30 с.
2 Дамбаева С.В., Пачковская С.В., Цагадаева Е.Н. Разработка учебных курсов в системе дистанционного обучения Moodle Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 76 с.
2 Данилова С.Д. Сетевые сообщества как механизм распространения знаний через компьютерные сети Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 26 с.
2 Чимитова Е.Г., Извеков Я.О., Шарагина О.Г., Базарон С.А. Объектно-ориентированное программирование: конспект лекций Улан-Удэ, 2009, Изд- во: ВСГТУ, 12 с.

Дополнительные образовательные услуги

В Межотраслевом региональном институте подготовки кадров при ВСГУТУ кафедра проводит разнообразные курсы повышения квалификации в области информационных технологий. Перечень и структура образовательных программ курсов повышения квалификации приведены в разделе «Документы».