Всемирный день философии провозглашен ЮНЕСКО в 2005 году. Ежегодно празднуя Всемирный день философии в третьей четверти ноября, ЮНЕСКО привлекает внимание к непреходящей ценности философии для развития человеческой мысли, науки и культурного развития каждого человека и человечества в целом. ЮНЕСКО рассматривает философию как науку, касающуюся универсальных проблем человеческой жизни и наделяющую людей независимым мышлением. Развивая способности к мышлению, совершенствуя навыки для понимания и критического восприятия мира, философия, по мнению ЮНЕСКО, является «школой свободы» и «школой мышления».
17 ноября 2022 – в День философии ЮНЕСКО - в Восточно-Сибирском государственном университете технологий и управления состоялся философский семинар на тему: «СССР в контексте гуманистической философии истории», посвященный 100-летию образования СССР. С докладом на эту тему выступил заслуженный деятель науки России, профессор Мантатов В.В.
Он, в частности отметил: «Философы, как правило, различают два основных направления философии истории: натуралистическую философию истории и гуманистическую философию истории.Марксизм как теория есть синтез этих двух направлений. С точки зрения марксизма коммунизм есть завершенный натурализм и завершенный гуманизм. Под коммунизмом Маркс, Энгельс и Ленин понимали не какой-то абстрактный идеал, а действительное движение действительной истории человечества.Согласно натуралистической концепции истории, сама история возводится в абсолют, приобретает статус «субстанции-субъекта» (Гегель); следовательно, история формирует человека, в первую очередь, история материальных производительных сил и производственных отношений. Сама же история подчиняется объективным законам, как и природа ; история природы и история общества взаимообусловливают друг друга.
Согласно гуманистической философии истории, не столько история формирует человека, сколько человек творит историю. Главной проблемой философии истории является проблема человека. Если Маркс развивает материалистическое понимание истории, то Ленин делает акцент на идеальных, субъективных факторах истории, в частности, на сознательном творчестве народных масс, на роли личности в истории, на «культурничестве» как мере развития личности и общества».
Далее докладчик В.В. Мантатов выдвинул три гипотезы для обсуждения: Во-первых, в теории и практике коммунистического строительства в СССР возобладало натуралистическое направление, т.е. материалистическое понимание истории. Во-вторых, онто-гносеологической причиной распада СССР является непонимание сущности человека и его особого положения в Космосе, недооценка природы человека и человеческого фактора социальной эволюции. Многие негативные моменты истории СССР имеют своим истоком темные подсознательные силы влечений человеческой души. В-третьих, человек есть существо, превосходящее окружающий мир и самого себя. Эту трансцедентальную сущность человеческого мышления и человеческого бытия наиболее адекватно выражает философия духовного гуманизма. Инструментом этой трансцеденции и возвышения человека является технопрогрессивизм, в частности, развитие конвергентных технологий.
В ответ на вопрос о возможности интернационального союза народов бывшего СССР профессор В.В. Мантатов сказал: «Воссоздание Союза сегодня невозможно,но необходимо возрождение социализма на территории Российской Федерации.
С содокладами выступили: доцент Романов Ю.А. «Советский союз как идеал современного общества», доцент Цыбанов Ш.Ш. «Феномен советского человека», профессор Мантатова Л.В. «Духовно-нравственное воспитание молодежи в контексте философии истории»
А. Насибулина, координатор кафедры ЮНЕСКО